Обзор велотехники

1. Ситуация на рынке
 

            Выражение "изобретать велосипед" уже очень давно стало нарицательным, но, как говорится, "в каждой шутке есть доля шутки" и велосипеды по-прежнему изобретают. Еще десять лет назад по дорогам и бездорожью нашей страны ездили практически только Украины, Камы, Туристы, Старт-Шоссе и т.п. Сейчас ситуация принципиально изменилась и теперь у нас можно увидеть продукцию ведущих мировых производителей, таких как Cannondale, GT, Klein, Trek, Raleigh. Рынок велосипедов у нас начал формироваться относительно недавно и в связи с этим имеют место быть некоторые перекосы. Так, если горный велосипед (MTB) имеет достаточно многочисленную и энергичную группу поклонников, то, например, гибриды (hybrid) появились в продаже в самое последнее время и пока не заняли свою нишу среди поклонников велосипеда.
Хотя я сам на touring.
Остается надеяться, что это лишь временно и что через некоторое время у нас будет такая же ситуация, как и в странах с развитой велокультурой, и любой человек сможет оптимально подобрать велосипед под свои нужды.
Кстати, в Польше тоже большинство предпочитает MTB и только в действительно развитых странах (Германия, Англия, Франция и т.д.) некоторые все же отдают предпочтение велосипедам типа CityBike
Многое из того, о чем пойдет речь в данный момент, малодоступно у нас (например, имеется в продаже только под заказ), но, на мой взгляд, это непринципиально, ситуация меняется и оснований ограничиваться только тем, что имеется в широкой продаже, у меня нет. Также мне хотелось бы отметить, что мир велосипедов очень разнообразен. Только самых известных мировых производителей велосипедов и компонентов к ним как минимум несколько десятков. У каждого из них свое видение современного велосипедостроения, соответственно подходы очень и очень разные. Эти фирмы каждый год выпускают новую линейку своих велосипедов, аксессуары также меняются каждый год. Как-то систематизировать имеющуюся информацию в рамках одной статьи затруднительно. В этой статье, в первую очередь, ставится задача показать разнообразие мира современных велосипедов. В связи с таким разнообразием давать рекомендации по выбору конкретных вариантов очень сложно. Слишком многое тут зависит от личных предпочтений и вкусов, и поэтому я ограничусь лишь самыми общими рекомендациями. Надеюсь, что в следующих номерах нашего журнала нам удастся детализировать информацию, упомянутую в этой статье. В статье используется информация по моделям 1998 года, почти все фирмы уже представили модели 1999 года, (да, время летит) но к сожалению достаточно полной информации по ним нет. По мере возможности я старалс не использовать специальную терминологию до ее объяснения, но в силу специфики материала это не всегда возможно. 

2. Классы

2.0 Введение 

            Огромное количество людей в разных странах мира использует велосипед как очень удобное (а иногда и основное) средство передвижения.
Только вот у американцев были круглые глаза, когда у них спросили про щитки, они считали, что в дождь на велосипеде кататься нельзя, что вел предназначен строго для отдыха.
И если в таких странах, как Китай и Индии в этих целях используются самые простые велосипеды, то в странах Eвропы могут использоваться и самые современные (хотя никого не удивит и велосипед бегающий по дорогам не одно десятилетие). Также велосипед - это прекрасное средство для отдыха и путешествий. Причем речь может идти как о коротких поездках за город в выходной день, так и о длительных автономных трансконтинентальных путешествиях. На земле практически не осталось мест, где бы не проехали колеса велосипеда. Также велосипед активно используетс в спорте. Если шоссейные гонки получили широкое распространение с начала XX века, то некоторые виды появились чуть больше 20 лет назад, но несмотр на столь короткую историю, они уже имеют много сторонников и болельщиков. 

2.1 Шоссейные 

            Шоссейные велосипеды предназначены для скоростного передвижения по качественному асфальту. Такие велосипеды вы можете видеть во время трансляций Олимпийских игр или многодневных велогонок, например, Тур де Франс. При их разработке оптимизируются скоростные характеристики велосипеда, максимально увеличивается жесткость велосипеда. Так, они имеют легкую с небольшой базой раму, плотно накачиваемые тонкие колеса с однотрубками (приблизительно 7-10 атмосфер), например, 700x22 мм или с тонкими клинчерами (клинчера - это специальна камера с покрышкой) (до 700x28 мм), руль с перепадом ("руль-рога"). Дл изготовления рам, как правило, используется карбон, алюминий, титан и различные типы высоколегированных сталей (например хромомолибденовые или магниевые). Конструкция велосипедов для шоссейных командных гонок зафиксирована регламентом УСИ (Union Cicliste Internationale) в 1938 году, который в дальнейшем лишь корректировался, оставаясь по сути тем же. Используемые на них звезды позволяют иметь большие передаточные числа, обычно большая передняя звезда имеет 53 зуба, а меньшая задняя - 12. Весит такой велосипед 9-10 кг и даже меньше. Как правило, на таких велосипедах ездят подготовленные люди, у новичков могут возникать проблемы из-за его жесткости и маневренности (воспринимаемой неподготовленным человеком как неустойчивость). Хорошие шоссейные велосипеды и оборудование для них очень дороги. Велосипеды, используемые профессиональными велогонщиками, могут стоить от 10-20 тысяч $ США. Просто хорошие шоссейники, которые используют подготовленные спортсмены велосипедисты, обычно стоят 1500-4000 $ США. Велосипеды начального уровня стоят около 300 $ США. Среди производителей качественных шоссейных велосипедов, например, фирмы - Bianchi, Colnago, Look, Cannondale,Trek. Очень близко к шоссейным велосипедам примыкают два подтипа, во-первых, это велосипеды для триатлона (они не попадают под регламенты УСИ), а, во-вторых, - велосипеды для CycloCross (позволяют установить более широкую кроссовую резину). 

2.2 MTB (горный велосипед) 2.2.0 Введение 

            В середине 70'ых годов в США получило распространение катание на велосипедах в горах. Имеющиеся велосипеды не совсем подходили для этого. Для облегчения езды в таких условиях мелкотиражными партиями стали изготавливать специальные велосипеды. В первую очередь их отличали широкие (около двух дюймов, вместо обычных 20-40 мм) колеса чуть меньшего, чем у дорожных велосипедов, диаметра (26 дюймов вместо 700 мм ~28"). Также изготавливались рамы особой геометрии, они были чуть меньше обычных, каретка (ось вокруг которой происходит вращение педалей) для езды по пересеченной местности была приподнята и их отличала повышенная прочность. Чуть позже, от мелкотиражных ручных изделий перешли к массовому многомиллионному выпуску современных горных велосипедов. В связи с тем, что горные велосипеды эксплуатируются в очень сложных условиях, многие новинки, такие как гидравлические тормоза или амортизационные вилки появились именно в MTB. Разнообразие решений, применяемых в таких велосипедах, впечатляет. 
В настоящее время выделяют четыре основных подтипа MTB 

2.2.1 Даунхильные (Downhill) 

            Даунхил - это скоростной спуск с гор, то есть здесь речь не идет о том что бы просто спуститься с горы на велосипеде, а о том что бы спуститься максимально быстро. В связи с этим у велосипедов предназначенных для этого вида имеетс ряд специфичсеких особенностей. Главное что их выделяет это повышенна надежность, то есть любые поломки могут привести к самым непредсказуемым последствиям и поэтому первостепенное значение придается крепости конструкции. Они комплектуются самыми крепкими рулями, амортизационными вилками с ходом от 6", надежными тормозами (как правило дисковыми). Вторая группа особенностей связана с тем что они едут вниз, соответственно задача минимизации веса не стоит, используется широкая резина, центр тяжести сдвинут назад. В настоящее врем для даунхила обычно используются двухподвесочные велосипеды. 

2.2.2 Триальные (Trial) 

            Триал это преодоление препятствий. Велосипеды используемые в триале имеют раму маленького размера, небольшой вес. Иногда они имеют переднюю амортизационную вилку, иногда используется жесткая вилка. Тормоза как правило гидравлические, такие тормоза обеспечивают наилучший контроль, но редко дисковые из-за дополнительного веса. Для увеличение дорожного просвета (расстояния до системы (передних звезд), а не до педалей) передняя звезда обычно одна и имеет от 20 до 22 зубьев (диаметр около 10-15 сантиметров). В отличие от даунхила и кросскантри никогда не используются контактные педали, это когда на ботинке имеется шип, который защелкивается на педали и выскакивает только при давлении в определенную сторону, чаще всего выворот пятки вбок. Педали ставятся шипованные, чтобы нога не соскальзывала во время движения, но в тоже время без проблем снималась с педали. 

2.2.3 Кроскантри (CrossCountry) 

            Скоростной кросс по пересеченной местности. Основное отличие от всех остальных типов в том, что ездок на трассе может пробежать с велосипедом на плечах больше, чем проехать на нем. Могут быть как жесткие так и с амортизационной вилкой, вес минимизируется. Изготовляются из карбона или из алюминия. Имеют много общего с велосипедами CycloCross. 

2.2.3 Фрирайдерные (FreeRider) 

            Суть этих велосипедов также видна из названия, они предназначены для езды по пересеченной местности. Они не предназначены для каких бы то ни было гонок и в связи с этим это не чистый подтип. Варианты решений очень многообразны, могут быть как полноподвесами так и иметь только пережнюю амортизационную вилку. 

            Шоссейные и горные велосипеды объединяет то, что оба этих типа разрабатывались дл достижения максимальных скоростей в разных условиях. При эксплуатации горного или шоссейного велосипеда велосипедист готов пожертвовать простотой эксплуатации велосипеда и комфортом езды во имя высоких скоростей. Мне бы хотелось отметить, что специфические особенности каждого из этих типов сильнее всего проявляютс в старших моделях. К младшим моделям это относится лишь отчасти, то есть, это велосипеды для обычного катания с некоторыми особенностями (на недорогих шоссейниках вы будете чувствовать себя комфортно прежде всего на асфальте, на недорогих MTB - на проселочных дорогах). Большинство остальных типов велосипедов расположены между шоссейными и горными и взяли что-то от одного из типов, а что-то - от другого и так же в них появляется еще один параметр - комфорт велосипедиста. Например, туристский велосипед (touring) - это фактически вариант шоссейного велосипеда, адаптированный для длительных путешествий. А велосипед класса hybrid вы часто сможете отличить от MTB только по чуть более крупным и менее широким колесам. Если честно, лично я принципиального отличия hybrid от touring не вижу. И там и там достаточно мощьная рама и вилка, и шоссейные колеса, только более широкие, чем на шоссейных велосипедах (32-40 мм). 

2.3 Городские (citybike) 

            Это другая крайность в мире велосипедов. Из название видно что эти велосипеды предназначены для езды по городу. Здесь приоритеты отданы комфортности передвижения и простоте обслуживания. Городской велосипед очень похож на всем известный "дорожный". Как правило в них используются многоскоростные планетарные втулки (например типа Shimano Nexus), почти не требующий технического обслуживания и позволяющие переключать передачи в любом состояние, не обязательно крутя педали. Существуют многоскоростные втулки с педальным тормозом, что делает такой велосипед при езде практически не отличимым от дорожного. Также есть конструкции с полу- и полностью автоматическим переключением передач, которые еще более облегчают жизнь седока. В западных странах достаточно часто можно встретить дяденьку в пиджачке на таком веле, неимоверное количество щитков, чтобы только ничего не вымазать :)). 

2.4 Гибриды (hybrid) 

            Уже по названию видно что велосипеды этого типа совмещают в себе концепцию как горного так и шоссейного велосипеда. Они предназначены для комфортного движения в разных условиях, речь прежде всего идет о движение по любым дорогам, как в городе там и загородом. Если посмотреть на некоторые подобные велосипеды в каталоге то он мало отличимы от MTB, у них только чуть уже колеса, что придает им большую элегантость. Основное отличие их от MTB именно в колесах, используются колеса диаметром 700 мм и шины с шириной 38-40 мм. Такие колеса существенно облегчают движение. Как правило в hybrid'ax используются компоненты/навеска из горных групп, иногда специально разработанные для таких велосипедов компоненты типа Shimano Nexave. Бывают варианты как с жесткой вилкой так и со специально разработанной для велосипедов такого типа амортизационной (например Trek UAV или Cannondale Silk Path 2000). Несмотря на много общего, под этот тип попадают очень и очень разные велосипеды, например среди них встречаются велосипеды очень близкие по духу к touring'ам, так и велосипеды которые используют в тренировочном процессе спортсмены-триатлонисты. Обычно применяются хромомолибденовые или алюминивые рамы, иногда даже карбоновые. Стоят велосипеды этого класса от примерно 300 $ США до примерно 1500 $ США. 

2.5 Туристские/туринги (touring) 

            Велосипеды этого класса предназначены для туризма, причем речь может идти как о загородных поездках на один-два дня, так и о многодневных трансконтинентальных автономных путешествиях. Внешне они похожи на обычные шоссейные велосипеды, но также имеют ряд отличий от них. Во- первых, рамы, разрабатываемые для touring'ов, имеют некоторые отличия в геометрии от стандартных рам шоссейников, например, имеют большую базу, это делает такие велосипеды более устойчивыми и позволяет комфортно передвигаться на них с грузом. Также, рамы имеют большую прочность и жесткость, обычно за счет более широких труб, это особенно важно при движении с грузом. Речь не идет о том, что рамы обычных шоссейников недостаточно жесткие или прочные, просто они предназначены для перемещения по хорошим асфальтовым дорогам. Рамы изготавливаются из алюминия или хромомолибдена. Фирма Cannondale выпускает велосипед этого класса с амортизационной вилкой (HeadShok Silk Tour D). Предусмотрена возможность установки багажников (переднего и заднего). Во вторых, туринги позволяют устанавливать колеса с широкой резиной, до 700x38 (мне 40 влазит без вопросов) (шоссейники обычно - до 700x28). Возможность варьировать ширину (и соответственно профиль) резины позволяет настроить ваш велосипед под предполагаемый маршрут. Для более сильного и резкого торможения, особенно актуального при езде с грузом, используются тормоза из горных групп (иногда даже гидравлические). Некоторые фирмы (например Trek и Klein) для комплектации своих турингов используют передние шоссейныe звезды, а задние - горные, фирма Cannondale в некоторых моделях использует только шоссейные звезды, а в некоторых - только горные. У каждой из концепций есть свои плюсы и минусы, так комбинированная навеска позволяет иметь максимальный диапазон передаточных чисел, от 52/11 до 30/30, чисто горная навеска позволяет комфортней передвигаться в горных рельефах. Велосипеды этого класса выпускают разные фирмы, например, это Cannondale T900/Silk Tour 2000, Bianchi Volpe, Trek 520, Klein Navigator. Велосипеды этого класса недешевы, стоят примерно от 700-800$ до 2000$.
В общем без багажа и навесок (щитки, багажники) можно использовать для езды по городу и для передвижения на большие расстояния. И в тоже время достаточно проходимы, передаточные отношения не уступают горным велосипедам. Минус по отношению к шоссейникам - большой вес и низкая жесткость. Минус по отношению к горным - низкая проходимость из-за узких колес (40 и 54-57) и более наклоненной вперед посадки. 

2.6 Тандемы (tandem) 

            Тандемы (велосипеды для двух человек) по прежнему выпускают. Причем трех основных типов, во первых - это тандемы для шоссе (Trek T200, Cannondale RT1000), во вторых горные тандемы (Cannondale MT3000/MT1000), в третьих тандемы в концепции гибридов (Trek T100).
Мне никогда еще не удавалось оценить тандем в действии, но мое субъективное мнение - шоссейный тандем имеет однозначный плюс в скорости из-за уменьшешия сопротивления, а горный тандем имеет однозначный минус в управляемости из-за гигантсой базы. 

3 Рекомендации
3.1 Тип 
 

            Основной вопрос, на который было бы неплохо ответить перед покупкой велосипеда, в каких условиях и стиле вы предполагаетe на нем кататься. Второй вопрос - сколько вы хотите/можете на него потратить, причем тут имеет смысл учесть не только цену самого велосипедa, но и цену аксессуаров к нему. Без покупки шлема, одежды, обуви, компьютера, инструментов, других аксессуаров вам не обойтись. И например шлем и защиту надо покупать одновременно с велосипедом. После ответа на эти вопросы выбор фирмы и конкретной модели упрощается. Если вы предполагаете спокойное катание, то по большому счету на каком велосипеде остановиться не важно. Любой велосипед рассмотренной выше фирмы для этого подходит и вы будете получать удовольствие. В принципе для такого катания лучше иметь велосипед с колесами диаметром 700 мм, например, гибрид, они разрабатывались именно для этого. Однако в связи с тем, что в России сейчас большее распространение получили MTB, вы можете остановиться и на них. Доминирование MTB связано с тем что современные велосипеды появились у нас совсем недавно, и даже два-три года назад никакой реальной альтернативы им не было, они имели лучшее соотношение цена/качество. Также учтите недорогие MTB лишь отчасти реализуют концепцию горного велосипеда и они не предназначены для агрессивного/экстремального использования. При покупкe недорогого MTB очень сомнительна необходимость наличия у него передней амортизационной вилки начального уровня. Как правило, положительный эффект от нее минимален, иногда просто отсутствует и ее ставят фактически в рекламных целях, что бы вы "приобрели велосипед с амортизационной вилкой по цене жесткого". К сожалению чудес тут не бывает. Также это относится к относительно недорогим двухподвесочным велосипедам. В настоящий момент невозможно совместить хороший двухподвесочный велосипед или амортизационную вилку с невысокой ценой и это надо отчетливо понимать что бы не столкнуться с разными неожиданностями в ходе эксплуатации. 

            Если же вы хотите кататься активно, в сложных условиях, зимой, то к выбору велосипеда надо подходить намного ответственней и понимать что такой велосипед - вещь которая не может стоит дешево (вы ведь доверяете ей свою жизнь). Например, наличие слабых мест в велосипеде при спуске с гор может привести к непредсказуемым последствиям. Или разрыв переднего обода или покрышки на шоссейном велосипеде на скорости 50 км/ч... Покупать любой велосипед лучше в специализированных магазинах. 

            Велосипед это модульная конструкция, ниже будут расмотрены основные части велосипеда, решения используемый в велосипедах разных типов и круг фирм производителей. Это должно помочь вам облегчить выбор. 

3.2 Размер 

            При покупке очень важен правильный выбор размера, только на велосипеде подходящего размера вы будет ощущать себя комфортно. Каждая модель велосипеда (рамы) выпускается нескольких размеров. Для простоты ориентации в каталогах указываетс базовый размер в дюймах (от 13 до 23) или см (от 47 до 62), с шагом в несколько сантиметров, иногда указывается S, M, L, XL. Обычно базовый размер - это расстояние от центра оси каретки до обреза верхней трубы. К сожалению, фирмы придерживаются разных стандартов в этих измерениях, да и каретки могут располагаться на разной высоте (даже у велосипедов одного типа), то есть базовый размер имеет смысл учитывать только в качестве ориентира. Раму какого размера выбрать зависит от того, какого типа велосипед вы покупаете и какой у вас рост, а точнее длина ног. Подбор осуществляется по зазору между верхней трубой (stand-over) стоящего велосипеда и промежностью. Этот зазор называется клиренсом. В случае выбора шоссейнного, дорожного велосипеда этот зазор должен составлять несколько сантиметров (обычно 2-5). На каком зазоре остановиться в случае выбора MTB зависит от того, как вы предполагаете ездить. Если предполагается спокойная езда, то зазор может быть около 10 сантиметров, если предполагается агрессивная езда, то имеет смысл остановитьс на большем клиренсе. Рамы для специализированных велосипедов (например, триальных) выбираются еще меньше, но в этом случае обычная езда на них затруднена (требует больших усилий). Подстройка велосипеда под конкретного велосипедиста также может быть осуществлена с помощью регулировок седла и руля, с учетом этого при выборе размера рамы существует некоторая гибкость, так вам может подойти например велосипед с рамой как 50 так и 52 см. 

3.3 Поддержка 

            Современные велосипеды достаточно надежны. Вам придется только следить за его техническим состоянием, регулярно смазывать. И менять цепь, кассету и переднии звезды, которые изнащиваются. Частота замены зависит от класса навески используемой на вашем велосипеде и стиля вашего катания, но как правило их хватает не на одну тысячу километров. 

3.4 Доводка 

            В принципе возможна замена любых составных частей по вашему вкусу и с учетом ваших потребностей, однако как правило имеет смысл установить лишь аксессуары описаные ниже. 

4 Фирмы
 

            4.1 Фирмы велосипедные 

            4.1.1 Европейские 

            4.1.2 Американские 

            4.1.3 Тайваньские 

            4.1.4 Отечественные 
 

            Спрос на самые разные велосипеды огромен. Велосипеды предлагаются на любой вкус. Фирмы производители можно разделить на несколько основных категорий. Во-первых, это старейшие европейские фирмы, такие как британская Raleigh (существует более 100 лет), итальянские Bianchi и Colnago. Во-вторых, это крупнейшие американские концерны, такие как Cannondale и Trek Bicycle Corporation (выпускаются велосипеды под марками Trek, Klein, Gary Fisher, Greg LeMond и некоторые другие). В третьих, это известные международные фирмы, истоки которых находятся в Азии, например, Giant, сейчас эта фирма имеет серьезную долю рынка США и Европы. В четвертых, это фирмы, которые недавно появились на рынке, например, представленная на нашем рынке Merida. Фирмы выпускающие велосипеды не ограничиваются этими категориями, но две крайности в этой статье рассматриваться не будут. С одной стороны, это эксклюзивные производители типа Zipp Speed Weaponry или Santa Cruz. C другой стороны, это недорогие велосипеды малоизвестных марок, обычно произведенные в Китае, среди них встречаются приемлемые варианты, но, как правило, покупка таких велосипедов не оправдана (cледует учесть, что очень часто такие велосипеды продаютс у нас по завышенным ценам) и желательно остановиться на недорогих вариантах третьей или четвертой группы. Велосипед для прогулочного катания обойдетс вам не менее чем в 300 $ США. Это деление фирм во многом условно, принадлежность к одной из этих групп говорит о близкой политики этих фирм. Для примера, младшие велосипеды некоторых американских фирм произведены в Тайване. Некоторые заводы выпускают рамы для велосипедов разных фирм, и все эти фирмы используют одинаковые навеску/компоненты. Но все-таки мне хотелось бы отметить ряд особенностей каждой их этих групп. Первая группа имеет самые богатые традиции в выпуске велосипедов, фактически все велосипедостроение начиналось с этих фирм и традиции сохранились. У каждой из этих фирм сейчас свои приоритеты/предпочтени (одни в основном специализируются на шоссейных велосипедах, другие - на MTB, некоторые выпускают велосипеды, используемые профессионалами, а некоторые - уже нет), но покупая любой велосипед такой фирмы вы почти наверняка не ошибетесь. Американские фирмы выделяются прежде всего ассортиментом и масштабом производства, так, каталог фирмы Trek 1998 года содержит 49 моделей велосипедов и фирма выпускает около 12 млн велосипедов в год. Продукцию фирмы Cannondale используют сильнейшие профессиональные гонщики и в шоссейных и в MTB соревнованиях, также фирма сама выпускает амортизационные вилки и другие аксессуары. Фирмы третьей группы примыкают к американским фирмам. У фирм четвертой группы более низкие цены и меньший ассортимент, также они обычно не выпускают продукцию, используемую профессионалами в разных видах гонок. Если вы не предполагаете экстремальное катание (агрессивный спуск с гор, многодневные автономные путешествия) и не хотите устанавливать рекорды скорости, то вы можете выбрать велосипед, произведенный фирмой любой группы. 

            Отдельный абзац я хотел бы посвятить отечественной велопромышленности. К сожалению, продукция, выпускаемая предприятиями отрасли, немного выпадает из темы этого обзора, но вовсе не потому, что тут все очень плохо. Массового производства велосипедов среднего класса, о которых идет речь, у нас нет. У нас по-прежнему выпускаются недорогие дорожные, складные, детские и т.п. велосипеды, но они не меняются годами (а иногда и десятилетиями), то есть, что писать про них не очень понятно. Однако, покупка подобного велосипеда вполне разумный выбор при ограниченности бюджетa, выделенного на покупку. Многие велосипеды неизвестных фирм (обычно китайских) только выглядят привлекательно, на самом деле они уступают нашей продукции и все их "красивости" могут быстро сломаться, что обычно и делают. С другой стороны, рядом наших фирм выпускаются изделия, которые используются в старших моделях велосипедов самых известных мировых фирм. Например, несколько производителей рам из титана занимают очень прочные позиции на мировом рынке и их продукция доступна в Pоссии по ценам, сильно отличающимся от мировых цен, на нее же. В небольших количествах выпускаютс хорошие рамы (и велосипеды на их базе) под маркой Samoilov (об их качестве говорит хотя бы такой факт что встречаются и подделки под них). 

4.2 Фирмы производители компонентов 

            Наиболее крупный и известный производитель велосипедных компонентов - это японска фирма Shimano. Также широкий ассортимент выпускают фирмы Campagnolo, Mavic, Suntour, Sram Corporation и некоторые другие. Некоторые фирмы специализируются на отдельных компонентах, например, фирмы Magura и Hayes известны своими тормозами. В этой статье все компоненты будут рассмотрены, в основном, на примере моделей Shimano 1998 года. 

5 Составные части 
5.1 Рама  
 

            Одним из ключевых конструктивных элементов велосипеда любого типа является его рама. Рама с вилкой и колеса, в основном, определяют поведение велосипеда в разных условиях. В течение многих десятилетий внешний вид велосипеда практически не менялся (во многом из-за регламентов УСИ), Рама велосипеда изготавливалась из восьми труб, еще три трубы шло на переднюю вилку. В последние 20 лет в изготовлении рам произошли существенные изменения. Сначала появились триатлонисты и это привело к буму нетрадиционных конструкции шоссейных рам, позже стали активно развиваться горные велосипеды. Современные материалы и технологии позволили разработать новые концепции велосипеда и если раньше велосипеды были только жесткие, то сейчас широко используютс амортизационные вилки и задние независимые подвески (различных типов). Однако, пожалуй, изначально городские и гибридные велосипеды можно было разделить на женские и мужские. Так как прочность особого значения не играла, можно было верхнюю трубу опустить ниже, чтобы не заставлять дам в платьях сильно высоко задирать ногу через седло назад. В более профессиональных группах такого нету.

           5.1.1 Материалы 

           5.1.1.1 Введение 

            Наиболее традиционный материал, используемый для изготовления качественных рам - легированные стали, второй материал, получающий все большее и большее распространение - различные сплавы алюминия. Дорогие велосипеды делают из титана (наиболее спорного материала сейчас) и карбоновых волокон. В недорогих велосипедах, например, дорожных, по-прежнему используются недорогие стали. 

            Качественные трубы для рам производит лишь несколько фирм в мире, таких как Reynolds, Columbus, Ritchey. Эти трубы разрабатываются с учетом распределения нагрузки в велосипеде. 

            Хорошую раму можно сделать из любого из четырех основных типов материалов, весь вопрос в том, какие технологии используются и сколько это будет стоить. Также важны традиции фирмы разработчика. Но некоторые общие моменты можно выделить. 

5.1.1.2 Легированная сталь (обычно хромомолибден) 

            Этот материал наиболее известный и широко используемый. В последнее время он уступает свои позиции алюминию, однако это вo многом связано не с качеством рам из этих материалов, а с соотношением цена/качествo. Как правило, говорят о том, что этот материал дешев и распространен, имеет высокую надежность и гибкость, более тяжел, чем алюминий и подвержен (при неаккуратном обращении) коррозии. Речь идет о среднем, наиболее распространненом варианте таких рам. Фирмы, занимающие лидирующие позиции в производсте рам и труб дл них достигают исключительных результатов и могут сделать раму на любой вкус. Проблема заключается в том, что для получения таких результатов приходитс применять дорогостоящие операции. При работе с легированными сталями используютс два основных метода скрепления труб: сварка и пайка. В случае сварки трубы специальным образом свариваются в стык. В случае пайки трубы заходят друг в друга (или используются специальные муфты). Считается, что пайка позволяет получить большую жесткость, устойчивость к колебаниям и прочность на разрыв при том же весе. Исторически были более развиты паяные рамы, так как пайка позволяла при необходимости произвести замену узла в дорогостоящей раме, но из-за этого существенно поднималась цена велосипеда, так как процесс пайки достаточно сложно автоматизировать. 

5.1.1.3 Алюминий 

            Рамы из алюминия отличает чуть большая цена и меньший вес, чем рамы из легированной стали, высокая жесткость, не подверженность ржавчине. Существует два основных типа скрепления труб: сварка и склейка, в последнее время стала также появлятьс и пайка алюминиевых сплавов. Есть мнение, что склейка недостаточно надежна, хотя никаких серьезных подтверждений этому нет, и c учетом того, что серьезные производители дают пожизненную гарантию на раму (для первого владельца), это вряд ли может создать проблемы. Одна из проблем алюминиевых рам - это накапливаемые усталостные напряжения, что может сказаться при длительном интенсивном использование (речь идет о годах).Т.е. при интенсивном использовании после 3-5 лет рама просто сыпется. В последнее время стали появляться варианты сплавов, во многом лишенные этого недостатка. Также у алюминия достаточно велики остаточные деформации.
На мой взгляд основной недостаток алюминиевых рам - крайне низкая ремонтопригодность. Проще поменять алюминиевую раму, чем отремонтировать ее. А что если такая проблема встанет в длительном походе? 

4.1.1.4 Титан 

            Высока стоимость, высокая надежность, маленький вес, упругость, малые остаточные деформации. Сваривается в аргоне (газ такой), что достаточно сложно найти в странах СНГ. Т.е. можно сказать, что вообще неремонтопригодна. Хотя встает вопрос - а когда ее вообще придется ремонтировать?  

4.1.1.5 Карбон. 

            Высока цена, большая прочность и упругость, устойчивость к силовым воздействиям в одном направлении. В последнее время стали появляться и композитные рамы, когда на тонкую титановую основу наращивается слой карбона. Подобная конструкци обладает достоинствами обоих конструкцонных материалов, компенсируя их недостатки, права при увеличение цены. Основной недостаток - карбоновая рама КРАЙНЕ неустойчива к точечным нагрузкам, хотя с титановой основой это проблема частично исчезает. 

4.1.2 Геометрия 

            При изготовление заказных рам для велогоншиков учитываются такие параметры как рост, длина рук и ног, а также особенности педалирования и это с учетом жестких регламентов и традиционных конструкции велосипедов для шоссейных гонок. На схеме вы можете увидеть основные элементы геометрии велосипеда классической конструкции. К этим элементам также относится расстояние от земли до верхней горизонтальной трубы (stand-over), при выборе "своего" размера рамы это ключевой параметр. При разработке рам фирмы производители учитывают особенности эксплуатации и вам достаточно выбрать тип велосипеда и размер рамы под себя. В качестве примера можно рассмотреть как отличаетс база (whell-base, размер E на схеме).
Геометрия шоссейной рамы
Геометрия жесткой горной рамы
Сравнить можно 56 см и 22". Минимальная база у шоссейных велосипедов, засчет этого они очень маневренны и динамичны, у турингов и гибридов она самая большая (отличия обычно в 5-7 см), за счет этого такие велосипеды очень устойчивы на любой дороге, вопрос только везде ли это нужно. 

5.2 Вилки
 

            Амортизационные вилки, выпускаемые фирмами, очень разнообразны. Технические решения, применяемые в них, также очень разнообразны. Для того, чтобы достаточно подробно показать, что бывает, пришлось бы привести данные каталогов крупнейших производителей, таких как: Marzocchi, Manitou, HeadShok (Cannondale), RockShox, RST. В рамках этой статьи это невозможно. То есть мне остается дать только самые общие рекомендации. Прежде всего мне хотелось бы отметить, что хороша вилка не может стоить дешево, то есть покупка бюджетного велосипеда с амортизационной вилкой, как правило, не оправдана. Если вы ограничены в средствах, вам скорее всего имеет смысл купить велосипед с жесткой вилкой. Позднее можно будет купить вилку отдельно (перед покупкой велосипеда вам имеет смысл уточнить возможна ли установка амортизационной вилки на ваш велосипед). По типу использования вилки делятся на вилки для MTB (различных типов), для hybrid'ов. Фирма Cannondale выпускает их и для шоссейных и туристских велосипедов. В зависимости от типа вилки отличаются весом, рабочим ходом и т.п. При покупке имеет смысл доверять фирме производителю, в инструкциях или каталогах приводится достаточно полная информация, которая поможет вам сделать выбор. При выборе вам имеет смыcл уточнить следующие вещи, во-первых что является рабочим материалом (за счет чего происходит амортизация). Тут возможны следующие основные варианты и их комбинации - эластомер, пружины, пневматика или жидкостные (например маслянные) амортизаторы. От типа рабочего материала во многом зависят условия эксплуатации, например можно ли использовать вилку зимой, какой техническое обслуживание надо проводить. Во-вторых, очень важны возможности регулировки амортизационной вилки, настройки дл велосипедистов весом 60 или 100 кг сильно отличаются, и в некоторых случаях вам может понадобиться покупать дополнительные аксессуары, которых может не быть в продаже. К этому пункту примыкает возможность модификации (upgrade), однако учтите что в наших условиях не всегда возможно сделать то что рекомендует фирма производитель. В-третьих многие вилки имеют возможность отключения амортизации, это часто очень полезно. Если вы интересуетесь полноподвесочными велосипедами, то эти рекомендации также во многом относятся и к задней подвеске. Еще раз повторю что тут также надо доверять фирме производителю, они действуют в условиях жесткой конкуренции и не заинтересованы в обмане. 

5.3 Колеса
 

            5.3.1 Обода 

            5.3.1.1 Материалы 

            5.3.1.2 Спицы 

            5.3.1.3 Втулки 

            Говорить о колесе в целом не совсем корректно, в общем случае колесо состоит из обода, втулки, спиц и покрышки с камерой. Хорошее колесо - это колесо, собранное из отличных компонентов. Иногда некоторые компоненты отсутствуют или совмещены. Например, в отличных карбоновых колесах фирмы Spinegry традиционных спиц нет. 

            Используемые колеса - один из наиболее важных параметров велосипеда, во многoм именно колеса и определяют тип велосипеда. Одна и та же рама с разными колесами ведет себе принципиально по разному. По раме часто непросто определить, что за велосипед перед вами, например, гибриды по многим параметрам очень похожи на MTB для неагрессивной езды. По колесам первичная классификаци очень проста, если у велосипеда широкие колеса диаметром 26 дюймов, то перед вами - MTB, если колеса диаметром 700 мм, то перед вами - дорожный или шоссейный велосипед (другие размеры (диаметры) распространены намного меньше двух этих типов). Диаметр колес, при прочих равных, определяет его скоростные характеристики, чем он больше, тем легче ехать быстрей благодаря большей длины окружности. Ширина колес определяет его проходимость и также скоростные характеристики. Чем колеса шире, тем больше проходимость и тем хуже скоростные характеристик (из-за более слабой накачки, трения и веса). Очень важный параметр - плотность накачки колес, если однотрубки качают до 10-12 атмосфер, клинчера (700x28) - до 6-8 атмосфер (?????), то колеса для MTB обычно - от 3 до 5 атмосфер. Чем плотней колесо накачено, тем меньше энергии расходуется на продавливание колеса (трение качения) и больше энергии идет на движение вперед, чем ниже давление, тем меньше сопротивление при езде по неровным поверхностям (гравий, корявый асфальт) 

            Спицы необходимы для придания колесу упругости и прочности. В настоящее врем наиболее распространены колеса, собранные на 32 спицах. 36 спиц используются, когда нужна повышенная надежность и прочность без сильного ограничени по весу (например, в touring'ах) и иногда в велосипедах начального уровня. В принципе бывают конструкции и на 40 спиц. Меньше спиц используют, как правило, в дорогих велосипедах, например, для гоночных шоссейных велосипедов иногда используют вариант с 14 спицами спереди и 16 сзади. Также на характеристики колеса (прочность, упругость, жесткость) влияет рисунок сборки, если раньше колесо собирали так, что каждая спица пересекала три других (сборка в "три креста"), то сейчас используeтся вариант сборки как с двумя пересечениями, так и вариант "солнышко" (вообще без пересечений), или комбинированные варианты. Чем больше крестов (пересечений одной спицей других), тем выше устойчивость к нагрузкам на кручение (на заднем полесе при педалировании), чем меньше крестов, тем выше устойчивость к боковым нагрузкам (на обоих колесах во время поворотов).  

5.3.2 Резина/Шины 

            Один и тот же велосипед с разными шинами ведет себе принципиально по разному. Шины выпускаются для любых погодных, рельефных условий, для велосипедистов разной подготовки. Выбор правильной резины для каждой поездки существенно облегчит вам движение. Поставив шипастую широкую резину (700x40) на гибрид вы приблизите поведение велосипеда на дороге к поведению MTB, поставив узкие клинчера (700x28) вы приблизите его поведение к шоссейному велосипеду. В случае MTB гладкая резина типа слик (slick) и полу-слик облегчит ваше движение по хорошей дороги с твердым покрытием. Функции переднего и заднего колеса на велосипеде отличаются, поэтому часто на них используются различные покрышки. Также следует учесть, что сейчас в ходу три варианта нипеля для камер:
Presta Нипель Залотник
Преста - на мой взгляд самый распространенный тип среди более-менее профессиональных велосипедов; нипель - велосипедный тип ушедших лет, встречался как с резинкой, которую надо было давление растягивать (продувать), так и с шариком; золотник - автонипель, здесь все и так ясно. Для некоторых ободов (профессиональные обода более 30 высотой, во все остальные хватает стандартного, 35 мм) требуется удлиненый нипель.
Соответственно обода бывают двух типов, и при покупке камеры для вашего велосипеда следует учитывать тип используемого нипеля. 

            5.3.3 Седло

Пожалуй основное, что нужно сказать про седла, это то, что они бывают разные по ширине в зависимости от агрессивности катания. Если помните, на всех старых (имеется ввиду непрофессиональных) велосипедах седла ставились очень широкие. Впринципе это может и неплохо, когда едешь с крейсерской скоростью около 15 км в час и на седло нагрузка достаточно большая. Но когда на таком седле каденс (частота вращения педалей) поднимается до 120 оборотов и скорость до 40-50, ехать на нем невозможно, между ног появляется большая красная опухоль. На всех профессиональных велосипедах, независимого от того, гоный он, шоссейный или даунхильный, седло ставится узкое, оно меньше натирает между ног, а нагрузки на него фактически нет, вся нагрузка идет на ноги.

Седла бывают сплошные и с разрезом посередине. Когда долго (около 5-8) часов сидишь в седле при небольшой нагрузке на ноги канал (в основном у мальчиков :)) ) который между ног пережимается и в "самое сокровенное" перестает поступать кровь, после чего ощущение не самое приятное. Есть мнение что этот самый разрез помогает избежать этого "кайфа", но на мой взгял это не помогает. Пожалуй единственный выход - пробовать двигать седло и ни в коем случае не задирать носик седла слишком высоко. Можно также натолкнуться на седла с разрезом, ширина которого может регилироваться.

А вообще седло должно подбираться под расстояние между тазовыми костями ездока и под уровень агрессивности его катания. Однако на мой взгляд широкие седла вообще противопоказаны всем, кроме ездоков с объемом нижней части тела больше 150 см.

            5.3.4 Руль 

            В настоящее время на велосипедах используются три основных типа руля. Первый вариант - это традиционный руль-рога (руль с перепадом), он используется на гоночных и туристических велосипедах. Для движения по дорогам он имеет несколько очень серьезных преимуществ. Основное из них то, что он позволяет варьировать посадку на велосипеде, то есть, используя разные хватки руля, вы можете ехать как в агрессивной низкой посадке, так и в спокойной верхней. Также очень удобны используемые с таким рулем ручки тормозов и переключателей, которые действительно удобни, когда совмещены (dual control у shimano, или ergopower у compagnolo), тогда фактически все время можно держаться за них. Второй вариант руля - это плоский (прямой) руль, он используется на MTB и дорожных велосипедах, такой руль уступает рулю с перепадом при движении по дороге, однако он позволяет лучше маневрировать в сложных условиях. Для того чтобы иметь возможность варьировать посадку на такой руль можно установить рога. Третий вариант руля - восходящий руль, он обычно устанавливается на утилитарных или дорожных велосипедах. Четвертый вариант - "триатлонный руль" с "рогами", торчащими сильно вперед. Используется триатлонистами и на шоссйных гонках с раздельным стартом или темповых. 

5.4 Навеска/оборудование
 

            Оборудование, которым комплектуется велосипед, все время совершенствуется, модели обновляютс каждый год. Основные элементы оснащения велосипеда включают: передний и задний переключатель с ручками переключателей, тормоза с ручками тормозов, переднюю и заднюю втулки, кассету (задние звезды), передние звезды, цепь, шатуны, педали, подседельный штырь, рулевую колонку. В 1998 году фирма Shimano предлагала три основных подтипа своих изделий. Каждый подтип в свою очередь состоит из нескольких полных линеек (групп) компонентов. Перва подтип - это старшие компоненты для MTB, они обычно используются в дорогих велосипедах для экстрима/спорта. Сверху-вниз это XTR, Deore XT, Deore LX, STX-RC в данный момент SRT-RC переименован в Deore. Второй подтип - это компоненты среднего класса для MTB, используютс в велосипедах для отдыха (MTB, hybrid). Это STX, Alivio, Acera, Altus. Третий - это большая группа используются в шоссейных велосипедах, это Dura-Ace, Ultegra, 105, Tiagra, Sora. Особенности каждой из этих групп связаны с условиями эксплутации. Так горные группы должны безотказно функционировать в сложных горных условиях, должны иметь надежные тормоза, большой диапазон передаточных чисел. Для утилитарных/прогулочных велосипедов фирмой Shimano выпускается группа начального уровня Tourney (Tourney 30/22/15/05). Предлагаетс группа для детей - MJII. Для велосипедов класса BMX выпускаются компоненты серии ShimanoDX. Для загородного туризма выпускается группа Nexave, в которой помимо обычных тормозов предлагаются дисковые. Группа Nexus содержит 4/7 скоростную заднюю втулку, особенно удобную в городских/прогулочных велосипедах. 

            Подходы к комплектации велосипедов очень разные. Иногда на велосипед ставится все оборудование одной группы. Иногда используется несколько разных групп, например ставятся вся навеска Deore XT, а тормоза и задний переключатель XTR. Такой подход позволяет оптимизировать цену велосипеда. В некоторых специальных случаях могут комбинироваться шоссейные и горные группы. Например как у меня, shimano sora (triple dual control) с системой, передним и задним переключателями deore lx, правда они оказались не совсем совместимыми. Возможно также использование компонентов разных фирм. Если вы собираетесь сами заниматьс комплектацией вашего велосипеда, то при покупке компонентов надо учитывать совместимость различных частей, подобная информация содержится например в каталоге фирмы Shimano. Кстати, о несовместимости своих же шоссейных и горных серий они ни слова не написали :)). Так что лучше поищите в инете, поспрашивайте у людей, которые уже ставили похожие компоненты. 

5.4.1 Переключатели 

            Для того, чтобы иметь возможность приспособиться к разнообразным условиям движения (рельефу, ветру и т.п.), большинство современных велосипедов имеют устройства переключения передач. Они позволяют изменять соотношение количества оборотов педалей к количеству оборотов колеса. 

            Наиболее распространенные переключатели перебрасывают цепь между звездами. Этот тип переключателей был предложен фирмой Campagnolo в начале 50'ых годов. Передний переключатель перебрасывает цепь между двумя или тремя шестеренками. Три шестеренки используются в случае MTB или hybrid, шоссейные велосипеды могут иметь как две, так и три шестеренки. Задний переключатель перебрасывает цепь между 6-9 шестеренками у Compagnolo уже 10.

Ручки переключателей. 

            В шоссейных группах ручки переключателей и тормозов устанавливаются на руль-рога (из-за своей стоимости (самые простые 120$) ставятся только на дорогие велосипеды). Сейчас используется три типа переключателей. Первый - это dual-control (иногда их называют ручки-автоматы). Это наиболее удобный тип переключателей, в этом случае ручка переключателя скоростей совмещена с ручкой тормозов, подтягивание осуществляется боковым нажатием на ручку тормозов либо рычаг под ручкой, скидывание - с помощью специального рычажка. Второй тип - это традиционный переключатель, устанавливаемый на верхнюю трубу рамы, не пытайтесь ставить такие на туристические рамы, они не налезут из-за большого диаметра трубы. Третий тип - это bar-end переключатель, он устанавливается на конец руля (крепится в торец), переключатели этого типа часто используется в велосипедах со сложными условиями эксплуатации, например, в touring'ах. 

            В горных группах используется два основных типа ручек переключателей. Первый вариант -это манетки (используемые в системе Rapidfire от Shimano), ручки имеют два рычажка, один для движения цепи с больших звезд на меньшие, второй - в другую сторону. Переключение осуществляется с помощью пальцев (обычно большого и указательного). Второй вариант - это грип-шифт (Grip-Shift от фирмы SRAM), переключатель выглядит как обрезиненное кольцо, одетое на руль (примерно как ручки на мотоциклах), переключение осуществляется его вращением (для переключени на большую звезду - вперед, меньшую - назад). Иногда еще используются переключатели типа Top Mounts, с одним рычажком. 

            В городских велосипедах часто используются переключатели, расположенные в задней втулке, например, группа Nexus Shimano имеет 4 и 7 скоростную втулку 
 

            5.4.2 Кранксет/звезды 

            5.4.3 Шатуны 

            5.4.4 Втулки 

            5.5 Тормоза 

            В связи с тем что горные велосипеды эксплуатируются в условиях где предъявляютс особые требования к тормозам, наряду с достаточно традиционными используютс гидравлические и дисковые тормоза. Гидравлические ободные (т.е. торможение идет по ободу) выглядят приблизительно как и механические, но благодаря гидравлическому приводу (вместо тросика) тормозят мягче и надежнее. Еще одно из преимуществ - параллельное сжатие тормозных колодок.

Принципиальное отличие дисковых тормозов в том, что у них колодки тормозят не по тормозной дорожке на ободе, а по специальному диску, закрепленному на втулке. Бывают как механические, так и гадравлические. Преимущества дисковых тормозов - за счет того, что диск расположен выше, чем обод ( :) ), меньше загрязняется => лучше тормозит, диск гораздо более ровный чем обод => можно именьшить ход колодок до микрометров и увеличить рычаг (тормозить будет проще). Недостаток - больше вес, чем у обычных тормозов. Недостатки и преимущества у гидравлических и механических дисковых тормозов теже что и у ободных.

5.6 Педали 

            Обычные педали подходят практически к любому велосипеду. Для более эффективного педалирования необходимо использовать либо туклипсы (устройство, например из пластика или ткани для фиксации обуви в педалях), либо контактные педали. В настоящее время ориентироваться на туклипсы не целесообразно, лучше сразу привыкать к контактным педалям, но если не знаете, что такое туклипсы или контактные педали, то попробовать лучше на туклипсак, контактные педали несколько дороговато получается. Контактные педали соединяют велотуфли с педалямя с помощью специального устройства (шипа). После вставания на педали они защелкиваются с характерным щелчком, для разъединения достаточно сделать движение пяткой вбок или вверх. Контактные педали позволяют регулировать усилие отстегивания, это облегчит вам привыкание к ним. Сейчас имеетс три основных типа контактных педалей - Spd, Look и Time. Если Spd и Time используются как с горными, так и с шоссейными велосипедами, то Look, как правило, только с шоссейными. Наибольшее распространение в последнее врем получает система Spd, предлагаемая Shimano. Именно она сделалa контактные педали доступными для любителей. Часто людей пугает то, что в случаe контактных педалей они фактически пристегнуты к велосипеду, на самом деле автоматика контактных педалей надежна, и в случае падения - они отстегиваются. Также имеет смысл учитывать, что при езде в контактных педалях вы получаете принципиально другой уровень контроля за велосипедом и за счет этого повышается безопасность. 

6 Аксессуары
6.1 Шлем 

            Шлем является главным элементов экипировки любого велосипеда. В странах с развитой велокультурой ездить без шлема не принято. По американской статистике более 90% процентов погибших велосипедистов были без шлема. Шлемы делятся на три основные группы: шлемы для MTB, для шоссе и так называемая спортивная группа. Используемые конструктивные решения (количество прорезей, способ крепления шлема на голове и т.п.) в первую очередь зависят именно от того к какой группе он относится. В шлемах для MTB оптимизируется степень защиты. Они бывают как традиционными, так и с "забралом"/"челюстью" (иногда съемным), защищающим ваше лицо и зубы и обеспечивающим максимальную степень защиты. В шлемах для шоссе оптимизируется аэродинамика, вес. Спортивная группа занимает промежуточное положение. То есть такие шлемы наиболее универсальны, но они не предполагают участия в шоссейных гонках или занятие триалом. Как правило, шлемы спортивной группы оптимальны для большинства велосипедистов. Не спешите с покупкой первого увиденного вами шлемa, имеет смысл померить разные варианты. Шлем должен подходить вам по всем параметрам, например, если он вам даже немного велик, то при резком повороте головы он может закрыть вам глаза и создать аварийную ситуацию. Если вы предполагаете ездить не только летом, то имеет смысл приобрести подшлемник или использовать бандану, в процессе примерки вам имеет смысл учесть и это. При выборе шлема гарантией высокого качества будет соответствие его стандартам Snell B90, B90S, B95 или Europaen Standart EN 1078. Также следует учесть и то, что шлемы расcчитаны на одно серьезное падение, после него его надо заменить. У нас доступны шлемы Giro, Bell, Cratoni. Производители велосипедов также выпускают шлемы. 

6.2 Защита 

            Если вы предполагаете активно ездить не только по дорогам, то помимо шлема имеет смысл использовать и дополнительную защиту, это оградит вас от возможных травм. Какую защиту использовать зависит от стиля вашего катания. В первую очередь речь идет о защите кистей, локтей и коленей. Оптимально что бы в качестве защиты выступала специализированная велоодежда и велозащита (часто они совмешены). Она шьется из специальных тканей и содержит специальные жестие или полужесткие вставки. Если у вас нет возможности использовать специализированные вещи то прекрасно подойдут и обычные наколенники, налокотники и т.п. Для занятий наиболее травматичными видов велоспорта, например даунхиллом, желательно использовать полную защиту, то есть должны быть защищены руки, ноги, грудная клетка (с помощью специального "панциря"), например подойдет защита выпускаема производителями мотозащиты. 

6.3 Одежда 

            Специализированна одежда разрабатывается с учетом специфики езды на велосипеде. Существует несколько основных типов специализированной велоодежды. Во первых, это одежда для активного катания, такого как скоростная езда по шоссе, кросс-кантри. В теплую погоду она обычно состоит из велошорт или велоштанов (обычно со специальной прокладкой-памперсом, для более комфортного сидения в седле и ощущения сухости) и веломайки. В более холодную погоду обычно используются утепленные велорейтузы и различные куртки. Второй тип, это одежда для MTB, помимо функций одежды она также выполняет функцию защиты велосипедиста. Первые два типа объединяет то, что они в основном рассчитаны на активное движение и подразумевают большой расход энергии. Третий тип, это одежда для повседневного катания, часто внешне почти не отличается от обычной, но например обычные шорты имеют "прокладку-памперс", также в эту категорию попадает одежда для езды в плохую погоду, например осенью. 

            Велосипедна одежда также делится на мужскую и женскую. 

6.4 Обувь 

            Дл комфортный езды и эффективного педалирования оптимально использовать специальную велообувь. Если вы используете контактные педали, то ваша обувь должна быть совместима с вашими педалями, причем желательно не через переходник. Помимо родной обуви (Shimano выпускает обувь для Spd, Look для Look), существуют фирмы, специализирующиеся именно на велообуви, такие как Sidi Cycling Shoes. Велотуфли выпускаются нескольких типов. Их можно подобрать для любого стиля езды, времени года. Основные группы - это туфли для MTB, туфли для шоссейных гонок. Для любителей выпускаются разнообразные туфли для повседневного катания, туризма. 

6.5 Велокомпьютеры 

            Дл измерения характеристик (текущей, средней, максимальной скорости, дистанции, времени движения, темпа педалирования (cadence) и т.п.) движения используются велокомпьютеры. Также иногда они содержaт часы, термометр (необходим для контроля расхода энергии), барометр (используется для контроля перепада высот), могут быть выполнены в водозащитном корпусе и иметь подсветку. Работа велокомпьютера построена на том, что он с помощью магнита, закрепленного на спице и геркона, закрепленного на одной из труб вилки, измеряет частоту вращения переднего колеса, которая пересчитывается в дистанцию и скорость движения (диаметр колеса зависит от диаметра обода и используемой резины, компьютер позволяет задать нужное значение). Простейшие компьютеры измеряют два параметра, обычно текущую скорость и дистанцию, наиболее сложные - более десятка (большинство из которых используются очень редко). Среди фирм производителей мне хотелось бы отметить две фирмы Sigma Sport и Cat-eye. Обе этих фирмы предлагают компьютеры на любой вкус, у Sigma Sport акцент сделан на функции, чаще используемые на шоссе, все модели выполнены однообразно, интерфейс интуитивно понятен. Продукция Cat-eye более разнообразна, однако интерфейс менее прозрачен. 

6.6 Свет 

            При движение в сумерках велосипедист плохо различим и это может создать различные аварийные ситуации. Во избежание этого имеет смысл использовать осветительное оборудование.
Совет лично от меня: если Вы катаетесь в темноте, даже не смейте вылазить на дорогу без заднего фонаря (не отражателя, а именно фонаря). Ради эксперимента, сядьте когда-нить в машину и проедьте мимо велосипедиста, который едет без света. Я уверен, что на ближнем свете фар автомобиля вы его заметите не раньше, чем за 10-20 метров. На скорости даже 60 км. в час это Вам не поможет. А еще учтите, что в темное время суток и на дорогах без освещения (как раз так, где Вас совсем не будет видно) машины едут столько, сколько могут.
Наиболее распространенное - это фонарь, освещающий дорогу перед велосипедистом, и красный задний свет. Выпускаются различные варианты такого оборудования. Также выпускаются фонари, крепящиeся на шлем. Красные заднии фонари, имеющие только режим мигания, менее предпочтительны. По отзывам водителей ("против" которых и предназначены эти фонари), мигающий красный свет легко ассоциируется с индикатором на панели приборов автомобиля.
Например, если бы у меня на панели начала моргать красная лампочка, я бы на это обязательно обратил внимание :)). На мой взгляд, в сумерках, когда велосипедиста еще видно, но плохо (когда его контур виден, но сливается с окружением) желательно использовать моргающий режим, а вот когда стемнеет совсем, тогда быстренько переключать на постоянный, потому, что расстояний до маленькой красной мограющей точки определить крайне сложно. В некоторых странах, например, Щвеции, Германии использование мигающих задних фонарей на велосипедах запрещено ПДД. 

6.7 Крылья 

            Дл защиты от грязм предлагаются разннобразные крылья и щитки. Что использовать во многом зависит от вашего велосипеда. 

6.8 Багажники 

            На некоторых велосипедах (гибридах, турингах) предусмотрены крепежи для багажников, обычно как заднего, так и переднего. 

            Дополнительную информацию вы можете получить в интернет. Велосипеду посвящен большой русскоязычный ресурс Velozona, на котором есть все нужные ссылки, его URL - http://www.velozona.ru. Также доступны несколько русскоязычных журналов, например Велотемпо и большое количество англоязычных. Также проводится несколько выставок, доступна фирменная продукция фирм производителей.   

Hosted by uCoz